avatar

Гольдшмидт Марк Георгиевич

  • Факультет/институт Машиностроительный факультет
  • Год выпуска 1959
  • Годы жизни 1937 – 1921

Любите Alma Mater!

Марк Георгиевич Гольдшмидт – в известном смысле, легендарная личность. Через его лекции и практики прошло несколько поколений политехников. Все прекрасно знают, какой неординарный и уникальный преподаватель Марк Георгиевич. А вот каким он был студентом, Марк Георгиевич рассказал специально для сайта «Выпускник ТПУ».

— Марк Георгиевич, вы всю жизнь проработали в политехническом, почему выбрали ТПУ, это был какой-то стратегический план?

— Если быть точным, после окончания ТПИ я три года по распределению работал на электротехническом заводе, где получил колоссальную практику. А все остальное время – в ТПУ, где провел большую часть своей жизни. ТПУ я выбрал, как ни странно, случайно. Может быть, в связи с тем, что отец после войны служил на полигоне по испытанию водородных бомб под Семипалатинском, где мы жили в то время, а Томск был ближайшим хорошим городом, собирающим молодежь от Урала до Камчатки. О поступлении не жалел ни разу, поскольку в студенчестве был счастлив как все студенты. Самым большим приобретением в ТПУ, после профессии, считаю приобретение настоящих друзей.

— А провалы были?

—  Конечно. На первом курсе сдал иностранный язык на четверку. Тогдашний декан МСФ Георгий Николаевич Кок устроил мне разнос: поступал на факультет с золотой медалью, а посмел сдать не на пятерку. Было немного стыдно.

А вот настоящий провал, если пользоваться вашей терминологией, был, когда мы в составе эстрадного коллектива ТПУ ездили в Свердловск, в то время как следовало сдавать «Основы марксизма-ленинизма». Ко мне за компанию присоединились мои друзья, и нам пришлось перед угрозой отчисления убеждать Совет МСФ, что несвоевременная (и коллективная!) сдача ОМЛ не имеет политической подоплеки.

— Кого из своих преподавателей хотелось бы вспомнить?

— Преподавателей было много «хороших и разных». В основном, конечно, хороших. Профессор Александр Минеевич Розенберг отличался глубоким знанием предмета, удивительной четкостью и пунктуальностью работы, преданностью профессии, порядочностью, принципиальностью и другими незаурядными чертами. Доцент Ю. А. Розенберг интересно, артистично и мастерски читал лекции по «Теоретической механике», любили мы и доцента Куфарева, Г. А. Дощинского (Сопромат) и много-много других классных преподавателей.

До сих пор (а прошло уже более 50 лет после окончания ТПИ) помним лекции Л. С. Скрипова. Почти всегда он педантично начинал: «Отступите сверху три клеточки, слева две и обозначьте точку «а0» маленькое».

А ассистент Аврамов, который весь год «топтал» наш, в общем-то, очень сильный поток, заставлял все глубже познавать сопромат, а на экзамене носил нуждающимся шпаргалки.

— Как отдыхали политехники в годы вашего студенчества?

— Отдыхали все по-разному, но простор для творческой самореализации в ТПУ всегда был огромный. Мне посчастливилось быть одним из организаторов и режиссеров театра Миниатюры и песни, да-да, того самого знаменитого МИП. Мы даже приз взяли – стали победителями международного конкурса студенческих театров в Варшаве в 1965 году. Там МИП представлял не только ТПУ, но и весь СССР.

Мое студенчество – это счастливые часы, недели и годы. Мы выступали в Москве, Ленинграде, Свердловске и т. д. Словом, проехали всю страну вдоль и поперек. Лучший отдых был в спортивном лагере «Политехник», там мы соревновались между собой, устраивали разные шоу. Одним из запоминающихся был праздник Нептуна с незабываемым главным героем Георгием Решем, которому для вдохновения я подавал майонезную баночку с водкой.

— Как изменилась ваша студенческая дружба после окончания ТПУ? Со всеми ли сокурсниками вы видитесь?

— Со всеми, три года назад мы отмечали 50-летие окончания ТПИ МСФ. Внешне изменились многие, но характер, закаленный студенчеством в ТПУ, остался у всех.

— Ваши напутствия выпускникам, которые в этом году выйдут из стен ТПУ в большую жизнь.

— Любите alma mater! Родителей не выбирают! И не забывайте: студенчество – самая счастливая пора!