Ассоциация инженерного образования России — общественная организация, которая существует более 30 лет. В нее входят ученые, преподаватели, инженеры, сотрудники научно-исследовательских институтов, научно-производственных предприятий и технопарков. Всего более 1300 человек из 58 российских регионов. Среди задач ассоциации — разработка национальной стратегии инженерного образования России и представление страны в международных инженерных альянсах и альянсах инженерного образования.
Съезд участников проходит один раз в четыре года. С приветственным словом к делегатам обратился член Совета Федерации Федерального Собрания, сенатор Виктор Кресс.
«Ассоциация эффективно работает над повышением качества инженерного образования, престижа профессии инженера, квалификации управленческого персонала. Она глубоко изучает проблемы инженерного образования и ведет поиск решения этих проблем. Это одна из ведущих организаций по проведению аккредитации образовательных программ всех трех уровней, а также образовательных программ среднего профессионального образования. В связи с тем, что сегодня взят курс на технологический суверенитет страны, роль инженера в обществе выходит на новый высокий уровень. Будущее страны зависит от инженеров и от тех, кто готовит таких специалистов. Это значит, что Ассоциации инженерного образования предстоит решать важнейшие в масштабах страны задачи», — подчеркнул Виктор Кресс.
Отчет о ключевых итогах работы ассоциации за 2019-2022 годы представил Юрий Похолков. За это время АИОР выступила соорганизатором и партнером четырех российских и трех международных конференций. При ее участии были аккредитованы 108 программ в России и 24 программы в странах Латинской Америки, Центральной Азии и Ближнего Востока. Журнал «Инженерное образование» с 2022 года включен в «белый» список научных изданий. Активно выполнялись международные проекты по европейской программе Erasmus+ . Было заключено партнерское соглашение с Международной сетью ENTER Network, сейчас ведется работа по подписанию соглашения с Китайской ассоциацией науки и технологии.
АИОР организовала и провела более полусотни экспертных семинаров, направленных на исследование проблем инженерного образования. Их участниками стали представители научно-образовательного сообщества, промышленности, бизнеса, студенты технических вузов из России, Китая, Казахстана, Колумбии, Эквадора. В числе обсуждаемых тем: проектное управление организацией, дуальное образование, инженерное мышление, мотивация детей дошкольного возраста к обучению в области техники и технологий, многоуровневая система обеспечения качества образовательных программ.
Сегодня перед техническими вузами стоит задача подготовить специалиста, способного разрабатывать, производить и эксплуатировать новые образцы техники и технологии, обеспечивающие технологическую безопасность страны и победу в конкуренции на мировых рынках. В числе барьеров, препятствующих этому процессу, можно назвать устаревающую материальную базу, несовершенные образовательные технологии, отсутствие общей стратегической цели, уход от культуры творчества и конкурентной среды. Решения, которые могут помочь, заключаются в повышении квалификации управленческого персонала инженерных вузов, активное использование потенциала реального сектора экономики, целевая интенсивная подготовка специалистов,
Участники съезда наметили планы на ближайшие годы. Это расширение процесса международной профессионально-общественной аккредитации (ПОА) инженеров, проведение не менее 40 в год ПОА-программ в России и не менее семи в год за рубежом, включение журнала «Инженерное образование» в перечень ВАК, участие в работе по подготовке федерального закона «Об инженерной деятельности».
Также в рамках съезда состоялось награждение членов ассоциации и перевыборы президента АИОР. Юрий Похолков будет возглавлять организацию до 2027 года.
Справка
Ассоциация инженерного образования России создана в 1992 году. Сегодня в ее составе 1326 человек из 58 региональных отделений. Главная задача ассоциации — содействие совершенствованию и развитию в стране инженерного образования и инженерной деятельности во всех их проявлениях, относящихся к учебному, научному и технологическому направлениям, включая процессы преподавания, консультирования, исследования, разработки инженерных решений, трансфера технологий, оказания широкого спектра образовательных услуг, обеспечения связей с общественностью, производством, наукой.