В Иркутске на улице Ленина состоялось торжественное открытие памятника известным авиаконструкторам, выпускникам Томского политеха Николаю Камову и Михаилу Милю. Решение об увековечивании выдающихся политехников было принято еще в начале 2022 года. Изготовление и установка памятника профинансированы Государственной корпорацией «Ростех».
«Пятиметровая архитектурно-художественная композиция изображает взлетающий вертолет. Основа памятника выполнена из гранита, а все «воздушные» элементы – из бронзы с патиной. В общей композиции предусмотрено место в виде горизонтальной плоскости для возложения цветов. В ходе церемонии на нее установили модели типов вертолетов «Ми» и «Ка», — сообщает пресс-служба администрации Иркутска.
Автором скульптуры стал Сергей Демков. Отмечается, что открытие памятника – первое в Иркутске мероприятие, посвященное Николаю Камову и Михаилу Милю. Также в музее истории Иркутска и в здании аэропорта города запланированы экспозиции в честь выдающихся авиаконструкторов.
Николай Ильич Камов родился в 1902 году в Иркутске. Приехал в Томск и поступил в Томский технологический институт (ныне ТПУ), когда ему не было еще и 16 лет. С 1918 по 1923 годы учился на мехфаке. В 20 лет Камов с отличием окончил ТТИ, войдя в историю вуза как самый молодой студент, выпускник и инженер. В 1929 году вместе с Николаем Скржинским Камов создал первый советский автожир Каскр-1 «Красный инженер». В 1935 году под руководством Камова был создан боевой автожир А-7, использовавшийся во время Великой Отечественной войны.
В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолетостроению. Под руководством Камова были созданы вертолеты Ка-8 (1948), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани Север-2 и Ка-30, глиссер.
В мае 2019 года Президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении аэропорту Томска по итогам голосования томичей имени легендарного советского авиаконструктора Николая Ильича Камова.
Михаил Леонтьевич Миль родился в 1909 году в Иркутске. В 1925 году поступил в Сибирский технологический институт (ныне ТПУ), где проучился два года, затем перевелся на механический факультет Донского политехнического института в Новочеркасске.
После окончания института в 1931 году работал в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, участвовал в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15, работал на автожирном заводе заместителем Николая Камова.
В 1947 году стал главным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. В 1951 году под руководством Миля был создан первый советский серийный трехместный вертолет Ми-1. В 1964 году стал генеральным конструктором опытного КБ. Его коллективом были созданы вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-12, Ми-24 и другие.